Принцип работы и разновидности DC-DС преобразователей

DС-DС преобразователи питания получили широкое распространение в электронной и вычислительной технике, АСУ, телекоммуникациях и т.д.

DC-DC преобразователь используется для того, чтобы на выходе получить напряжение не такое, как на входе. Оно может быть выше изначального, или ниже.

Типы DC DC преобразователей

Сегодня на рынке существует очень много различных dc dc конвертеров, которые часто используются потребителями.

  1. DC/DC преобразователи без индуктивности.

Они являются конденсаторными усилителями напряжения.  Основа их лежит в наканчивании энергии. Такие преобразователи могут уменьшить, увеличить или оставить точно таким же напряжение, которое было на входе. Они используются для различных усилителей, датчиков напряжения, интерфейсов, в которых необходимо отрицательное напряжение.

  1. DC/DС преобразователи с индуктивностью.

Очень большую популярность имеют те, у которых нет гальванической развязки между входом и выходом. В данном конвертере находится единичный изолированый источник питания, который производит постоянный ток из переменного напряжения. В зависимости от положения ключа, напряжение может подниматься, понижаться, преобразововать напряжение в обратную полярность. Ключевыми элементами часто выступают биполярные транзисторы с изолированым затвором (IGBT) и  полевые транзисторы разного типа (FET),

Среди конверторов с индуктивностью можно встретить следующие:

  • Понижающий импульсный преобразователь. В роли ключа выступает транзистор, которым управляют прямоугольные импульсы, регулируемые широтно-импульсным модулятором.

  • Повышающий импульсный DC-DC преобразователь. Его особенности мы рассмотрим ниже.

  • Преобразователь с изменением полярности входного и выходного напряжения. Такого типа устройства принято называть инвертирующими стабилизаторами. На входе мы имеем положительное напряжение, а на выходе оно становится отрицательным. Суть заключается в полярности диода, котрый изменяет полярнгость напряжения.

  • Преобразователь с любым выходным напряжением. Они способны производить как повышенное, так и пониженное напряжение на выходе. Зачем они нужны? Например, для использоватния св схемах, где напряжение задается Li-ионной батареей. Они имеют напряжение 3.3В. Со временем эксплуатации ее напряжение уменьшается, и поэтому есть смысл преобразовывать его до 3,3 на выходе. Примером такого является boost-buck DC DC преобразователь от Террател.

Buck-boost DC-DC конвертер вход 35В-160В, выход 48В-24В. Структурная схема

Составные узлы DC-DC преобразователя

  1. DC/DC преобразователь с гальванической розвязкой.

Используются импульсные трансформаторы, котрые имеют 2 и более обмотки. При этом между входной и выходной цепью отсутствует связь.

У таких трансформаторов разность потенциалов между входом и выходом очень большая.  Они используются для блока питания импульсных фотовспышек, которые на выходе имеют напряжение около 400В.

Принцип работы DC-DC преобразователя

И так, у нас есть 5 вольт, а из них необходимо сделать больше. Впринципе, есть несколько вариантов, как этого достичь. например, параллельно заряжать конденсаторы, а потом последовательно их переключать. При чем делать это надо очень быстро, по несколько раз в секунду. Конечн, на практике это нереально, поэтому муществуют сепециальные DC DC преобразователи повышающие ток.

Чтобы понять, как работает этот конвертер, представим себя сантехниками.

Этап 1.

Нам необходимо разогнать турбину. Для этого открывается заслонка и вода просто сливается, передавая часть своей энергии турбине, из-за чего последняя начинает раскручиваться.

DC DC преобразователи

Этап 2.

Заслонка закрывается. Но воде деваться некуда, она уже разогналась, турбина раскрутилась. Вода так резко остановиться не может,и  поэтому через клапан часть воды попадает в аккумулятор давления.  А остальная направляется к потребителю, только уже с повышенным давлением, до которого самостоятельно она бы не развилась. Клапан же препятствует тому, чтобы вода не вернулась назад.

dc dc converter

 Этап 3.

Скорость турбины начинает падать. Вода уже не может продавливать клапан, а энергии в аккумуляторе накопилось достаточно. Чтобы все не остановилось, заслонку открывается опять и вода снова начинвает со всех сил бежать вникуда, а турбина раскручивается. В то же время потребитель получает энергию из аккумулятора, поэтому ничего не замечает.

dc dc converter

И далее все повторяется.

Что ж, принцип понятен. Теперь перейдем от сантехники к электронике.

Вместо турбины у нас есть индуктивный дросель. Транзистор применяется вместо заслонки, которая регулировала поток воды. Роль клапана выполняет диод, а конденсатор является тем самым аккумулятором давления.

Вот так и выглядит DC DC преобразователь.  Как он работает? Все аналогично.

Этап 1.

Ключ замкнут. Источник подает ток и он передается на катушку, из-за чего она набирается энергии.

Как DC DC преобразователь работает

Этап 2.  

Ключ размыкается, но катушка уже запасла энергию в магнитном поле. Ток старается остаться на том же уровне, но дополнительная энергия из катушки выскакивает наружу и напряжение резко подскакивает, чтобы пробить диод и пойти дальше. Так образуется из 5 вольт 12.  Часть энергии попадает к потребителю, а остальная набивается в конденсатор.

 Как работает DC-DС преобразователь

Этап 3.

Ключ опять замыкается и энергия снова начинает набиваться в катушку. Потребитель же пока берет энергию из конденсатора.

dc dc converter

Такой вот принцип работы преобразователя повыщающего энергию.

How does DC DC converter work?

DC-DC voltage module converting are widely used in electronic and computer engineering and automation, telecommunications, etc.

DC-DC converter is used to receive the other output voltage as the input. It may be higher than the original, or below.

Types of DC DC Converter

There are many different dc dc converters on the market, which are often used by consumers.

  1. DC / DC convertions without inductors.

This is capacitor voltage amplifiers. It based on pumping energy. This converters can reduce, thereby increase or leave most voltage as the input. They are used for various amplifiers, voltage sensors, interfaces, where a negative voltage is needed.

  1. DC / DC convertions with the inductors.

Very popular are those who don’t have galvanic isolation between input and output. This converter is insulated by a single power supply which produces constant current from the AC voltage. Depending on the key position, the voltage can be raised, lowered, convert voltage in the opposite polarity. Key elements often act bipolar transistors isolation gate (IGBT) and various types of field effect transistors (FET),

 There is among converters with inductance:

  • Step-down switching converter.  The key has a transistor controlled rectangular pulses, which regulates the pulse width modulator.

  • Switching Boost DC-DC converter. Its features will be discussed below.

  • Converter with a change of polarity of the input and output voltage. This type of device is called inverting stabilizers. At the entrance we have a positive voltage, and in output it becomes negative. The bottom line is the polarity of the diode, buyout voltage changes polarity.

  • Any inverter output voltage. They are able to produce both high and low voltage at the output. Why do they need? For example, for use in communication schemes, where the voltage is given by Li-ion battery. They have voltage 3.3V. Eventually its operating voltage is reduced, and therefore it makes sense to translate the output to 3.3. An example of this is the boost-buck DC DC converter from Terratel.

Buck-boost DC-DC converter input 35V-160V, 48V-24V output. Block Diagram

Multiple units DC-DC converter

3. DC / DC converter with galvanic isolation.

Used pulse transformers, buyout have 2 or more windings. At the same time there is no connection between the input and output circuit.

Such transformers potential difference between input and output is very large. They are used for the power supply pulse flashbulbs that the output voltage of about 400V have.

Principle of buck-boost DC-DC converters operation

We have 5 volts in input, and need to have more in output. There are several options how to achieve this. For example, you can charge a capacitor in parallel, and then switch them consistently. You need to do this very quickly, several times a second. Of course, in practice this is unrealistic, so there is special DC DC converters.

To understand how this works, imagine yourself a plumber.

Step 1.

We need to accelerate the turbine. We open the flap and the water is drained simply by transferring part of its energy to the turbine, which begins to spin latter .

Step 2.

The flap is closed. But the water has nowhere to go, it had already dispersed, turbine unwind. Water can’t stop, and therefore through the valve of the water enters the pressure accumulator. And the rest is sent to the user, only this time with high pressure, to which alone it would not have developed. The valve also prevents water is not turned back.

Step 3.

Turbine speed begins to fall. Water can no longer push the valve, and the energy accumulated in the battery is sufficient. The valve opens and water begin run away, and the turbine spins up again. At the same time the consumer receives energy from the battery, so did not notice anything.

And then everything is repeated.

Well, the principle is clear. Now let’s move from the plumbing to electronics.

Instead turbine we have inductive drosel. The transistor is used instead of valves that regulate the flow of water. Role of valve performs diode and the capacitor is thus a pressure accumulator.

And so it looks like DC DC Converter. How does it work? Everything is the same.

Step 1.

Switch is closed. Source produce current and delivers it to the spool.

How does DC DC converter work

Step 2.

Switch is opened, but the coil has stockpiled energy in a magnetic field. Current tries to remain at the same level, but the extra energy from the coil pops out and the voltage jumps dramatically to knock diode and go further. This forms from 5 volt to 12. Part of the energy goes to the consumer, and the remainder is stuffed into the condenser.

How does DC DC converter work 2

Step 3.

Key again closes and the energy again starts to be engraved in the coil. The consumer also still takes energy from the capacitor.

dc dc converter

This is the principle of operation of the buck-boost converter.