Плюсы и минусы телефонного VoIP (SIP) адаптера

Отличие телефонного SIP-адаптер от VoIP-шлюза

Телефонный VoIP адаптер (или же SIP-адаптер) – это реальное бюджетное устройство, которое позволяет запустить возможность использования услуг IP телефонии.

Вы, возможно, уже читали о значительной экономии средств на телефонные переговоры по международной, междугородной, городской и сотовой связи с помощью IP-телефонии. И, разбираясь с темой об экономичной технологии передачи голоса по интернет-каналам, нашли в интернете пару вариантов технического «укомплектования» аналогового телефонного оборудования, которое работает в вашем офисе. Такими вариантами будет применение дополнительных устройств, подключаемых к телефонному аппарату, или же если у вас эксплуатируется учрежденческая АТС – использование в ней фирменной платы расширения, выпускаемой производителем станции. Однако не во всех УАТС существует механизм подобного расширения. Если такой механизм и существует, то общая стоимость платы и перепрограммирования офисной мини-АТС компанией-интегратором, необходимого после её установки, составляет значительных финансовых вложений. Так что вместо такой модернизации лучше просто произвести замену существующей аналоговой станции на IP-АТС, это будет существенно дешевле. Выходит, что дорогостоящий  вариант с платой расширения, просто отпадает.

В первом «терминальном» варианте используются либо телефонные VoIP-адаптеры, либо VoIP шлюзы. Эти устройства часто путают, называя VoIP-адаптер VoIP-шлюзом или указывая, что VoIP-адаптер отличается лишь тем, что имеет небольшое количество телефонных портов (обычно, до 10), в то время как к VoIP-шлюзу могут быть подключены несколько десятков телефонов. Но и VoIP-шлюзы могут иметь 1-2 телефонных разъема и при этом их VoIP-адаптерами не называют.

VoIP-адаптер часто называют еще «SIP-адаптером», так как главным протоколом для установки сеанса связи в IP-телефонии является SIP (Session Initiation Protocol). Существуют еще такие наименования этих устройств – «АТА» (аналоговый телефонный адаптер) и «адаптер FXS» (в устройстве размещен FXS порт, который подключается кабелем к FXO порту на телефонном или факс-аппарате).

Так чем же отличается телефонный VoIP-адаптер от VoIP-шлюза? По каким характеристикам можно сделать лучший выбор в пользу одного из этих устройств?

Телефонный VoIP / SIP-адаптер: описание

SIP-адаптер, подключение

Рис 1. Схема подключение SIP-адаптера

Большая часть производителей телефонных VoIP-адаптеров относят их к оборудованию IP-телефонии начального уровня, ориентированного на пользователей из сферы SOHO (Small Office/Home Office – малый офис/домашний офис).

Например, для преобразования речи в пакеты дискретных данных, пересылаемых по IP-сетям, в VoIP-адаптере используется процессор с более низкой вычислительной производительностью, чем в VoIP-шлюзе. А это, естественно, сказывается на качестве преобразования и воспроизведения голоса.

Но если потребители готовы к таким неприятностям, считая, фактор цены определяющим для выбора устройства, то надежность и стабильность его работы (опять же, определяемая характеристиками элементной базы), пожалуй, заставят задуматься покупателей оборудования IP-телефонии.

Некоторые производители VoIP/SIP-адаптеров прямо указывают на то, что эти устройства выпускаются для потребителей, которым не очень важна надежность связи. А на интернет-форумах пользователи VoIP/SIP-адаптеров оценивают их надежность и стабильность как «плохую» или «близкую к удовлетворительной».

Альтернатива телефонному VoIP или SIP адаптеру

Технические функции VoIP-шлюзов и телефонных VoIP-адаптеров практически идентична, на чем и играют маркетологи. В этих устройствах существует: автоматическое присвоение IP-адресов, есть возможность обновления программного обеспечения через Internet, включена защита от несанкционированного доступа (подключение пароля), реализация динамического контроля сети для очищения от сторонних помех и маршрутизация, а также небольшой список и других важных функций, необходимых для «вхождению» аналогового телефона в сеть IP-телефонии.

SIP-адаптер, два FXS-порта, подключение двух телефонов

Рис 2. SIP-адаптер имеет два FXS-порта для подключения двух аналоговых телефонов

Однако, VoIP-адаптеры не обеспечивают нужной для многих пользователей уровней надежности, стабильности и качества связи и по этому они не могут конкурировать с VoIP-шлюзами, технические решения которых основаны на применении высокопроизводительных процессоров и других электронных компонентов более высокого класса, чем в VoIP-адаптерах.

Телефонный VoIP / SIP-адаптер: заключение

Любое малое предприятие со временем увеличивается, а с увеличением количества сотрудников необходимо будет наращивать и абонентскую базу. При этом если в компании установлены телефонные VoIP -адаптеры, то для расширения контингента пользователей IP-телефонии необходимо будет докупать эти устройства. Поэтому, даже исходя из этой предпосылки, с самого начала бизнес-деятельности стоит приобрести VoIP-шлюз с «запасом» портов, к которым можно будет подключать новых абонентов.

Аргументы в пользу выбора VoIP-шлюзов, о которых было сказано выше, – более высокие показатели качества передачи речи, надежности и стабильности связи, чем у SIP-адаптеров. К тому же большинство моделей VoIP-шлюзов обладают возможностями администрирования, управления полосой пропускания и сетевой безопасностью, а также установления приоритетов, учета и анализа различных видов трафика.

Таким образом, несмотря на то, что VoIP/SIP-адаптеры сегодня активно предлагаются в качестве бюджетного старта для начала пользования услугами IP-телефонии, успешный старт вам сможет гарантировать только более надежное и качественное IP-оборудование, такие как VoIP-шлюзы.

Pros and Cons of VoIP Phone (SIP) Adapter

Distinction of SIP telephone adapter from VoIP gateway

Phone VoIP adapter (or SIP adapter) is a real budget device that allows you to start access to IP telephony services.

You may have already read about significant savings on telephone calls for international, long distance, city and cellular communications using IP telephony. And, understanding the topic of economical technology of voice over Internet channels, found on the Internet a couple of options for technical “staffing” of analog telephone equipment that works in your office. Such options will be the use of additional devices that are connected to the telephone set, or if you have an office automatic telephone exchange – use of a proprietary extension card manufactured by the station’s manufacturer. However, not all PBXs have a mechanism for such an extension. If such a mechanism exists, the total cost of the card and the reprogramming of the office mini-PBX by the integrator company, which is necessary after its installation, makes significant financial investments. So instead of this upgrade, it’s better to just replace the existing analog station with IP-PBX, it will be significantly cheaper. It turns out that an expensive option with an expansion board, just disappears.

In the first “terminal” version, either VoIP telephone adapters are used, or VoIP gateways. These devices are often confused, calling the VoIP adapter a VoIP gateway or indicating that the VoIP adapter is different only in that it has a small number of telephone ports (usually up to 10), while several dozen phones can be connected to the VoIP gateway . But VoIP gateways can have 1-2 phone jacks and they do not call their VoIP-adapters.

A VoIP adapter is often referred to as a “SIP adapter”, since the main protocol for setting up a session in an IP telephony is SIP (Session Initiation Protocol). There are also such names of these devices – “ATA” (analog telephone adapter) and “FXS adapter” (the device houses an FXS port that is connected to the FXO port on a telephone or fax machine).
So what is the difference between a VoIP phone adapter and a VoIP gateway? What characteristics can make a better choice in favor of one of these devices?

Phone VoIP / SIP adapter: description

SIP adapter, connection

Pic 1. SIP adapter connection scheme

Most VoIP telephone adapter manufacturers refer them to the entry-level IP telephony equipment that is targeted at users in the SOHO area (Small Office / Home Office).

For example, to convert speech into packets of discrete data sent over IP networks, a VoIP adapter uses a processor with lower processing power than a VoIP gateway. And this, of course, affects the quality of the transformation and reproduction of the voice.
But if consumers are ready for such troubles, considering that the price factor is the determining factor for choosing a device, then the reliability and stability of its operation (again, determined by the characteristics of the element base), perhaps, will make consumers of IP-telephony equipment think.

Some vendors of VoIP / SIP adapters directly point out that these devices are manufactured for consumers who are not very important in reliability of communication. And on Internet forums, users of VoIP / SIP adapters evaluate their reliability and stability as “bad” or “close to satisfactory.”

Alternative to VoIP telephone or SIP adapter

The technical functions of VoIP gateways and VoIP telephone adapters are almost identical, on which marketers play. In these devices there are: automatic assignment of IP-addresses, there is the possibility of updating the software over the Internet, protection against unauthorized access (password connection), the implementation of dynamic network monitoring for cleaning from third-party interference and routing, as well as a small list and other important functions, necessary for the “entry” of an analog phone into an IP-telephony network.

SIP-adapter, two FXS-ports, connection of two phones

Pic 2. SIP adapter has two FXS ports for connecting two analog phones

However, VoIP adapters do not provide the levels of reliability, stability and quality of communication necessary for many users and therefore they can not compete with VoIP gateways, whose technical solutions are based on the use of high-performance processors and other electronic components of a higher class than in VoIP- adapters.

Phone VoIP / SIP adapter: conclusion

Any small enterprise increases with time, and with the increase in the number of employees it will be necessary to increase the subscriber base. At the same time, if VoIP VoIP adapters are installed in the company, it will be necessary to purchase these devices to expand the number of IP-telephony users. Therefore, even proceeding from this premise, from the very beginning of business activity it is necessary to purchase a VoIP-gateway with a “reserve” of ports, to which it will be possible to connect new subscribers.

Arguments in favor of the choice of VoIP gateways, which were mentioned above, are higher quality of voice, reliability and communication stability than SIP adapters.
In addition, most models VoIP Gateways have the capabilities of administration, bandwidth management and network security, as well as setting priorities, accounting and analysis of various types of traffic.
Thus, in spite of the fact that VoIP / SIP adapters are actively offered today as a budget start to start using IP-telephony services, you will be able to guarantee a successful start only with more reliable and high-quality IP-equipment, such as VoIP gateways.