TNEWS... статьи из мира инноваций и телекоммуникаций

Почему хороший stackup так важен для проекта печатной платы?

Успешное проектирование печатной платы зависит от проектирования стекап (структуры слоёв)

Правильное составление стекапа важно, потому что оно формирует успешный результат проектирования печатной платы. На сегодняшний день современные микросхемы работают в наносекундном диапазоне; самые скоростные из них это передатчики, которые имеют пороги срабатывания менее чем 100 пико секунд. С ростом скорости работы микросхем возникает необходимость контроля импеданса проводников печатной платы. Это необходимо для обеспечения требований по целостности сигнала. Так же для обеспечения требований электромагнитной совместимости следует соблюдать непрерывность референсных слоёв. При разработке стекапа важно прорабатывать разные варианты его компоновки. Здесь учитывают возможности производства. сложность изготовления данной структуры слоёв и избежание дополнительных затрат при производстве печатной платы. Проектирование и оптимизация структуры слоёв (stackup) печатной платы.

проектирования стекап (структуры слоёв)

Рис 1. Пример стекап

Существуют четыре ключевые составляющие успешного стекапа для печатных плат:

  • Целостность сигнала (Signal Integrity)
  • Перекрестные помехи (Crosstalk)
  • Электромагнитное влияние (Electromagnetic Interference)
  • Производственные затраты

Целостность сигнала

Под целостностью сигнала понимают его качество. В цифровых системах , сигнал с идеальной целостностью сигнала представляет собой трапецию. В реальности всегда существует некое искажение сигнала на плате. Всегда существует вопрос, на сколько плата вносит искажение в сигнал и как это влияет на функциональность и надёжность изделия. Искажение формы сигнала может быть настолько серьезным, что это повлияет на временные интервалы и приведёт к нерабочему состоянию изделия в целом.

Под целостностью сигнала понимают его качество

Рис 2. Глазковая диаграмма

Ringback, overshoot, undershoot и non-monotonic edges это некоторые из параметров которые позволяют определять качество, тоесть целостность сигнала в проектировании. Два самых важных параметра которые влияют на целостность сигнала на печатной плате это однородность импеданса (его неизменность ) и потери (резистивные и в диэлектрические).

Импеданс Discontinuities

Различные технологии передачи данных требуют различных значений импеданса проводников печатной платы. Например: рекомендуемое значения импеданса для DDR и DDR2 составляет 60 Ом и 50 Ом соответственно. Значение импеданса проводника определяет его ширина, толщина и расстояние до опорного слоя. Для задания определённого значения импеданса необходимо рассчитать необходимые параметры проводника в стекап печатной платы. Обычно вся необходимая информация по стекап и импедансам проводников предоставляется производителем печатных плат исходя из наличия доступных у него материалов и технологических возможностей.

Перекрестные помехи (Crosstalk)

Взаимовлияние энергий сигналов (индуктивное и ёмкостное) одного проводника на другой называют перекрестными помехами. Хорошо спроектированная структура слоёв (стекап) может значительно уменьшить влияние перекрестных помех на плате.

Взаимовлияние энергий сигналов (индуктивное и ёмкостное) одного проводника на другой

Рис 3. Перекресные помехи

В цифровых системах перекрестные помехи индуктивного характера преобладают над помехами емкостного. Индуктивное взаимовлияние возникает в результате магнитных полей обратного тока сигналов. Существует три главных метода уменьшения перекрестных помех на печатной плате. Самый простой, но в свою очередь затратный это увеличение расстояния между заданными проводниками. Обычно принято использовать расстояние между проводниками равное 3Х где Х – толщина диэлектрика (расстояние проводника до опорного слоя). Например: если толщина диэлектрика равно 5 мил то необходимое расстояние между проводниками должно быть минимум 15 мил. Это практический совет, который позволяет уменьшить перекрестные помехи на большинстве современных печатных плат. В свою очередь такой метод может потребовать увеличение площади печатной платы или добавление дополнительных внутренних слоёв.
Другие два метода уменьшения перекрестных помех это разводка проводников перпендикулярно в соседних слоях и уменьшение толщины диэлектрика. Это более легко выполнимо и не так сильно влияет на стоимость изделия в целом.

Электромагнитное влияние (EMI)

Излучение энергии от одного электронного компонента на другой способно нарушить корректное функционирование изделия.
Соответствие стандартам электромагнитного влияния EMI таких как FCC, CISPR или VCCI устанавливает уровни целостности сигнала и уровни перекрёсных помех данной печатной платы.
Контроль этих параметров уменьшает электромагнитное влияние (EMI) на печатной плате.

FCC, CISPR или VCCI уменьшает EMI на печатной плате

Рис 4. Электромагнитные помехи (EMI)

При проектировании печатной платы лучший эффект EMI дает проектирование пути следования сигнала, а именно проектирование самого проводника (трассы). Здесь всегда следует учитывать и путь следования обратного тока сигнала.
Существует несколько источников электромагнитных помех на печатной плате. Самый влиятельный это площадь зоны проводника с обратным током идущих около высокоскоростных источников излучения (скоростные проводники). Уменьшение электромагнитного влияния (EMI) – это уменьшение площади зоны проводника и обратного тока под ним. Чем меньше эта зона – тем меньше EMI. По пути следования обратного тока не должно быть разрывов. Чем длиннее путь обратного тока, тем выше уровень электромагнитных помех.

Производственные затраты

Цена производства печатной платы может влиять на успех продаж продукта на рынке. Производственные затраты всегда влияют на стоимость продукта в целом. Поэтому важно убедиться, что цены на производство вашего продукта выгодны для вас и это позволит вашему продукту оставаться конкурентоспособным на рынке. Очень важно тесное сотрудничество между проектировщиками изделия и поставщиками материалов, производством и т.д. Это позволит конструкторам выбрать необходимые материалы и технологии, которые существуют на рынке по выгодной цене и в тоже время соответствуют требованиям проектируемого изделия. По возможности лутшим выбором материалов является те которые доступны у вашего поставщика. Это позволяет не «распылятся» а всё купить в одном месте. Это касается и производителя плат – лучше использовать те материалы (толщины диэлектриков) которые имеются у него в наличии.

Краткие выводы

Успешное проектирование печатной платы во многом зависит от проектирования стекап (структуры слоёв). Хороший стекап позволяет конструкторам оптимизировать целостность сигнала, перекрестные помехи и электромагнитное влияние. Для целостности сигнала проектировщикам важно минимизировать неоднородность топологий проводников. Перекрестные помехи на печатной плате можно уменьшить если сигналы будут идти как можно ближе к опорному слою. Уменьшение толщины диэлектрика. Уменьшение электромагнитного влияния (излучения) достигается также уменьшением толщин диэлектриков а также экранированием проводником с частичным или полным их переносом на внутренние слои. Внимательный выбор материалов для стекап также уменьшает стоимость производства печатной платы.

TNEWS... articles about innovation and telecommunication

Why is a good board stackup important?

A successful PCB design depends on the Stackup design

Proper stackup design is important because it forms the basis of a successful printed circuit board (PCB) design. Newer ICs today have edge rates in the sub-nanosecond range; the fastest of which are multi-gigabit transceivers that have edge rates of less than 100ps. With such fast edge rates, it is important to tightly control trace impedance to meet signal integrity requirements and have consistent reference planes to meet our electromagnetic compatibility requirements. It is also essential that we explore stackup options so as not to compromise board yields as well as add unnecessary cost to the manufacturing process.
Designing an optimized board stackup.

Proper stackup design

Pic 1. Stackup example

There are four key things to be considered when designing a good stackup for a printed circuit board. They are:

  • Signal Integrity
  • Crosstalk
  • Electromagnetic Interference
  • Manufacturing Costs

Signal Integrity

Signal Integrity is a measure of signal quality. In a digital system, a signal with ideal signal integrity resembles a trapezoid. In reality, there is always some distortion to signals on a PCB; it is more a question of what a given design can tolerate and still function reliably. A signal waveform distortion severe enough to cause a timing violation is considered a signal integrity violation.

Signal Integrity is a measure of signal quality

Pic 2. Eye diagram

Ringback, overshoot, undershoot and non-monotonic edges are some of the metrics used to measure signal quality in digital PCB design. The two primary factors that affect signal integrity of highspeed signals on a PCB are impedance discontinuities and loss (resistive and dielectric).

Impedance Discontinuities

Different signaling technologies require different traces impedances. As an example, the recommended traces impedances for DDR and DDRII are 60 ohms and 50 ohms respectively. The instantaneous impedance of a trace on a PCB is determined primarily by the trace width and dielectric thickness. To attain the desired trace impedances for our designs, we need to determine the required trace and stackup parameters. This data can usually be provided by the board fabrication house based on the type of material they have in stock and their fabrication process.

Crosstalk

The coupling of energy (mutual inductance and capacitance) from one PCB trace to another is crosstalk. A good stackup design can significantly reduce the amount of crosstalk that is seen on a PCB. In digital designs inductive crosstalk usually dominates capacitive crosstalk.

The coupling of energy from one PCB trace to another is crosstalk

Pic 3. Crosstalk

Inductive coupling results from return currents which generate magnetic fields in other traces leading to crosstalk.
There are three primary methods of reducing crosstalk on a PCB. The easiest, yet most costly of these, is having adequate spacing between adjacent traces so that crosstalk is never a concern. A common figure of merit that is used is 3X the dielectric height. For example, if you have a 5 mil dielectric height, you would need to have a minimum of 15 mils between traces on the layer. This is an impractical approach for most of today’s high density boards. It would require extra layers or a larger board design to meet this requirement. The other two approaches to controlling crosstalk, routing on striplines as opposed to microstrips and reducing dielectric height, are more feasible and have less impact on the cost of the design.

Electromagnetic Interference (EMI)

Radiation of energy from one electronic device to another capable of disrupting the proper functioning of the latter is Electromagnetic Interference. Compliance to EMI standards, such FCC, CISPR or VCCI are influenced by signal integrity and crosstalk performance of a given PCB. Controlling signal integrity and crosstalk reduces the EMI on a PCB.

FCC, CISPR or VCCI reduces the EMI on a PCB

Pic 4. Electromagnetic Interference (EMI)

In designing a PCB, a lot of effort usually goes into designing the path of the signal. We often do not consider the return path of the signal. Since current flows in a closed loop, every signal has a loop areas associated with it.
There are several sources of EMI on a PCB. A significant one is the loop area around which a high-speed signal propagates. As a result, in designing a stackup, a guideline to reduce EMI is to reduce the current loop area. This could be the loop area from reference plane gaps as well as loop area created between a signal and its reference plane.

Manufacturing Costs

The cost of manufacturing a PCB can contribute to the success of the product. Any manufacturing cost is always passed onto the consumer, so it is important to ensure that a product has the lowest price-point possible to stay competitive. It is important for designers to work hand-in-hand with PCB material vendors and fabrication facilities to determine what type of materials are available to meet the design needs at the lowest costs.
Whenever possible, it’s always best to choose materials that are available in-house to avoid special order items and minimize the cost of the design. This includes choosing dielectric heights for the design based on the laminate thicknesses that are available to the board house you will be working with. Any material outside the list of commonly used products will result in increased board cost.

Summary

A successful PCB design depends heavily on the stackup design. A good stackup can enable designers optimize their designs for signal integrity, crosstalk and EMI. For signal integrity, it is important for designers to minimize discontinuities in their topologies. They can reduce crosstalk on their PCBs if they tightly couple (where possible) signal to reference planes. They can also reduce EMI by increasing coupling to their reference planes as well as (where possible) shielding signal by routing them partially or completely as striplines. Carefully choosing materials for stackup can also reduce manufacturing cost of PCBs.